Замена плафона подсветки салона на люксовый
Захотелось установить светильник подсветки салона от люксовой версии автомобиля. В таком светильнике более удобно включать свет точечных ламп при помощи лёгкого нажатия кнопки с фиксацией. Такой светильник показан на фото справа, артикул для его заказа 11180371401000 (Плафон индивидуального освещения салона 1118 Калина LADA Image). По креплению всё совпадает, но есть отличие в разъёмах подключения. О них и пойдёт речь далее.
У нового светильника выносной трёх контактный разъём, который не подходит к штатному разъёму автомобиля. Провода по цветам имеют следующие назначения: красный - плюс 12 вольт, чёрный - масса, зелёный - появляется масса при открытии двери водителя или всех дверей (если подключены концевики). А у старого светильника разъём впаян пластиком без проводов сразу с контактными пластинами. Чтобы не резать штатную проводку автомобиля, меняя разъём на потолке, лучше переставить его на новый светильник. В продаже не нашёл ответной части для штатного разъёма.
При помощи паяльника отделил корпус разъёма от платы. Распиновку показал на фотографии выше. Откусил бокорезами часть дорожек, с таким учётом, чтобы было удобно паять провода и потом всё это приклеить холодной сваркой.
Маленькими пассатижами выгнул контакты и расположил их ровно в корпусе разъёма. Нанёс холодную сварку и по мере твердения окончательно выравнил контакты.
На новом светильнике разобрал разъём и подготовил провода для пайки.
Припаял провода к контактам и покрыл их тоже холодной сваркой.
По верх холодной сварки мотнул немного изоленты, мало ли сварка рассохнется потом. Теперь можно ставить в машину.
Светильник установился как родной. Всё работает как задумано. Лампочки буду менять на светодиодные, нужно только переделывать полярность на точечные лампы, так как в светильнике плюс находится на боковой части, а светодиодным лампам нужен плюс на прямом контакте. Боковые лампочки T4W снять пальцами сложновато, поэтому пришлось приспособить резиновую трубочку. Снял видеоролик по замене ламп в этих светильниках. Далее рассмотрим штатную схему и переделаем её для установки светодиодных ламп.
По проводам видно, что плюсовой провод подключен к общей контактной пластине всех ламп. Жёлтый провод подключен через изолятор на контакт центральной лампы и к общему контакту переключателя. Минусовой провод приходит на все выключатели и на переключатель с правой стороны, назовём его контакт 2, а с левой стороны, контакт 1, подходит зелёный провод, на котором появляется минус при открытии двери. Нарисовал схему плафона (смотрите ниже):
На схеме обозначил: H1, H2, H3 - лампы; S1, S3 - выключатели боковых ламп; S2 - переключатель центральной лампы. Если просто поменять питающие провода местами (красный с чёрным), то светильник будет работать только до того момента, пока переключатель S2 - не переключат в положение 1 и откроют дверь, в этот момент перегорит предохранитель в лучшем случае, а вот если зелёным проводом управляет электронный блок, то можно повредить электронику в нём, лучше не проверять. Поэтому нужно сделать так, чтобы зелёный провод включал маленькую релюшку, которую мы добавим в следующую схему:
Новая схема содержит дополнительно только одно реле К. Если переключатель S2 будет в положении 0, то при открытии дверей, реле не будет включаться, так как "плюс" приходит от контакта 1 переключателя, обратите на это внимание, чтобы не подключать к обмотке реле "плюс" напрямую, а то реле будет щёлкать при каждом открытии дверей, независимо от положения переключателя. Ниже смотрите уже переделанный плафон. У этой схемы есть недостаток если раньше свет гас плавно при закрытии дверей, то теперь будет жужжать релюшка, так как напряжение на ней будет плавно падать и похоже с ШИМ. Чтобы реле выключалось без дребезга, нужно добавить в схему управления реле сопротивление с конденсатором, реле отключится когда напряжение отпустится ниже 3 вольт.
Все наконечники проводов, которые поменяли полярность на "плюс" защитил термоусадкой, чтобы случайно не коснуться металлических частей кузова при установке на место. Обновил пару клемм, где перекидывал провода и добавил новую с отрезком провода для питания реле в контакта 1. Проверил зарядником, что всё работает, теперь можно ставить светодиоды. Реле зафиксировал герметиком чтобы не болталось.
Светодиоды T4W заказал во всеми любимом китайском интернет магазине. Вместо центральной лампы купил там же светодиодную панель S & D 48 SMD, размером 48 мм на 40 мм с переходниками в комплекте.
Светодиодную панель зафиксировал герметиком по краям, лучше не приклеивать, наверняка она долго не проработает, как и большинство светодиодных ламп купленные там.
Можно ставить плафон в машину и наслаждаться ярким белым светом. Но я добавлю конденсаторы с сопротивлением, так как у меня в машине ШИМ управление при плавном гашении света. Ниже показал на схеме куда нужно добавить дополнительные детали.
Ёмкость конденсатора С=940 мкФ суммарно из двух параллельных по 470 мкФ, можно больше, просто увеличится время задержки выключения света в салоне, у меня получается примерно 30 секунд. Сопротивление подобрал R=150 Ом, 0,5 Вт, так чтобы хватало удерживать обмотку реле.
Спаял их между собой, надел термоусадку и обработал герметиком, чтобы ничего не перемкнуло случайно.
Конденсаторы разместил в корпусе от стартёра для дневных ламп, обработав их герметиком, чтобы не болтались. Провода подключил как по третьей схеме.
В результате свет стал намного ярче со светодиодной панелькой, а точечные лампочки так для подсветки, на фоне центральной они даже не влияют на яркость. Вот теперь точно всё, больше ничего со светом делать не нужно.