Травление ржавчины и цинкование железа при помощи зарядного устройства
После того как заржавел VIN номер на кузове автомобиля, нужно было срочно бережно избавится от ржавчины не механическим способом. Стал изучать на просторах интернета разные способы и остановил свой выбор на травлении ржавчины электролизом с последующим цинкованием. Номер успешно спасён и покрыт лаком.
Теперь расскажу что для этого понадобится. На фото ниже показаны нужные детали для травления ржавчины: автомобильное зарядное устройство (можно аккумулятор на 12 вольт), патрон с лампой мощностью около 55 ватт, электрод из нержавейки (у меня ручка от сломанной поварёшки), резиновые перчатки, сода кальцинированная и вода.
Травление ржавчины будем делать на примере ржавого обрезка профильной трубы. На трубе будет "Минус", а на электроде "Плюс". Сода разбавляется в воде в количестве примерно одной столовой ложки на стакан воды, но можно и больше соды, лишняя осядет на дне ёмкости. Далее наматывается отрезок ткани на электрод из нержавейки. Ткань нужно часто намачивать содовым раствором. Травление занимает достаточно много времени, при этом происходит нагрев в точке касания электрода, возможно даже протирание ткани до электрода (нужно сменить ткань), поэтому и нужна лампа в цепи, чтобы не было замыкания. При травлении VIN номера я дополнительно чистил старую краску острием ножа и периодически протирал тряпкой.
Отрезок профильной трубы я сильно не стал травить, механически тоже не чистил. Теперь переходим к процессу "Цинкование".
Для цинкования нужно сменить электрод из нержавейки на цинк. Цинк возьмём из солевых батареек, удалив всё лишнее из её корпуса. Мощность лампы в цепи электрода тоже сменил на 21 ватт.
Цинковый электрод нужно обернуть тканью или ватным диском. Раствор для цинкования выбрал не паяльную кислоту, так как с ней очень медленно происходил процесс, а использовал преобразователь ржавчины "Цинкарь" (не реклама). В составе преобразователя ортофосфорная кислота, но ещё и с растворённым цинком. Электродом нужно водить по металлу не останавливаясь, так будет более равномерное и крепкое покрытие. Для блеска, можно немного зачистить покрытие мелкой наждачной бумагой. По окончании нужно погасить кислоту раствором пищевой соды и промыть водой.
Но больше всего меня приятно удивило, когда я перевернул отрезок трубы, он снизу тоже покрылся цинком (см. фото ниже), хотя я там даже не удалял ржавчину, деталь лежала на столе во время травления и цинкования, под неё затекали сначала кальцинированная сода, а потом преобразователь ржавчины. Значит на автомобиле можно будет защитить металл и в труднодоступных местах.
Так же можете посмотреть видеоролик на эту тему.